"ЗА СОЦИАЛИЗМ"
Межрегиональная общественная организация
МАКАРЕНКО О ПОСЛЕДСТВИЯХ ОШИБОК В ВОСПИТАНИИ | За Социализм

МАКАРЕНКО О ПОСЛЕДСТВИЯХ ОШИБОК В ВОСПИТАНИИ

Антон Семенович Макаренко (13 марта 1888 — 1 апреля 1939) — советский педагог-новатор, на своем многолетнем опыте проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развития в советском обществе новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек.

https://i0.wp.com/ic.pics.livejournal.com/sockomm/78445804/187296/187296_original.png?resize=750%2C423&ssl=1

Коммунистическое воспитание многомиллионных масс советского народа началось с первого дня революции, с первого слова Ленина, с первых боев на фронтах гражданской войны. И потом, в течение 21 года, коммунистическое воспитание, сплошь и рядом в незаметных и неощутимых выражениях, как будто между делом, как будто в боковых параллельных процессах, а на самом деле сознательно и целеустремленно проводилось на протяжении всего грандиозного опыта социалистической стройки. Буквально можно сказать: нет ни одного акта, ни одного слова, ни одного факта в нашей истории, которые, кроме своего прямого хозяйственного или военного, или политического значения, не имели бы и значения воспитательного, которые не были бы вкладом в новую этику и не вызывали бы нарастания нового морального опыта.

Этот моральный опыт, эти родившиеся уже нормы поступка еще не сведены в строгую систему, еще не оформлены в точных положениях, в терминах и, самое главное еще не расширились до общенародных опытных традиций. Мы еще очень часто наблюдаем некоторую борьбу между старой и новой этикой, еще приходится слышать споры и недоуменные высказывания по вопросу о разных деталях поступка. Еще не уравновешены и не сделались нормативными многие положения о любви, дружбе, ревности, верности, чести,— эти детали в настоящее время занимают нашу молодежь, и она жадно ищет правильных решений, потому что она требует и хочет коммунистического совершенства поведения.

Среди проблем самой первой степени значимости стоит проблема воспитания воли, мужества и целеустремленности. Несмотря на то, что во всей всемирной истории: трудно найти эпоху, которая отличалась бы такими всенародными проявлениями именно этих качеств поступка, несмотря на то, что все наши победы являются результатом нашей могучей воли, нашего беззаветного мужества, нашего сознательного и настойчивого стремления к цели,— несмотря на это, а может быть, благодаря этому, вопросы воспитания воли сделались самыми важными и волнующими вопросами нашего бытия. Тем более важными они становятся сегодня, когда наша страна переживает новый подъем, когда она стоит на определившихся путях к коммунизму.

Конечно, воспитание воли и мужества на каждом шагу и сегодня совершается в нашей стране, и каждый день прибавляет в этом отношении еще неучтенные новые победы. Но совершенно ясно и другое. Совершенно ясно, что мы обязаны с чисто большевистской искренностью и прямотой сказать, что воспитание воли, мужества и целеустремленности проходит иногда в порядке самотека, что сознательных, организующих и точных начинаний в этом деле недостаточно.

В особенности это нужно сказать в отношении нашей школы. Трудно переоценить важность этого вопроса. В наших школах воспитывается больше тридцати миллионов детей и юношей. Это в несколько раз больше любой армии в любом государстве, это больше очень многих самых государств. И если мы допустим в этом важнейшем воспитательном деле хотя бы 10% брака, то это значит, что мы прибавим в нашем обществе 3 миллиона плохо воспитанных, а может быть, и вредно воспитанных молодых людей. Народное образование и народное воспитание в нашем государстве сделалось таким количественно могучим, что и один процент брака в этой работе грозит нашей стране серьезными прорывами.

Перед лицом этой постоянной политической проблемы уместно спросить: что сделано и что делается в области организации школьного воспитания. И ответить нужно в очень грустных словах. В советской жизни нет другой области, в которой делалось бы наше советское дело так неуверенно, так неразборчиво, так неопределенно…

А.С. Макаренко, “Воля, мужество, целеустремленность”, Том 5, с. 387-388

Похожие записи

Какой общественно-политический строй в России?

Прошло уже более 30 лет с момента реставрации капитализма в России, а по сию пору среди политически активной и думающей части нашего общества ведутся споры: что за общественно-политический строй установился нашей стране? Сама российская власть недвусмысленно заявляет, что в нашей стране капитализм, но множество интеллектуалов, как левого, так и либерального направления, все пытаются доказать, что […]

О программе-минимум Марксистско-Ленинкой партии большевиков

Каким содержанием должна наполняться программа-минимум пролетарской партии большевиков в современных условиях капитализма? Это содержание должно отображать главные политические задачи партии, в современных условиях капитализма, важнейшие направления её деятельности. Все положения программы-минимум с необходимостью должны быть увязаны с ходом общественного развития, содействовать ему. Ни один пункт программы-минимум не должен опираться на такие положения, которые тянут общественное […]

Актуальные задачи правительства на 2023 год

В Конституции РФ сказано, что «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти…» Поручим Правительству РФ исполнить нашу волю: Актуальные задачи правительства на 2023 год 1.Остановить Специальную Военную Операцию. Начать переговоры. Протянуть руку братскому народу Украины, презирающему, как и мы, фашизм. 2. Освободить от исполнения своих обязанностей всех начальствующих персон, госслужащих, бюджетников, […]

Реплика Виктора Федотова

Атмосфера постсоветской России преподнесла мне как минимум три урока: 1.Я понял, что такое пролетарская ненависть. 2. Я понял, что побуждало народовольцев осуществлять террор и смело подниматься на эшафот. 3. Я понял, что в сознании большинства эгоизм победил альтруизм, но счастья это никому не принесло.