Ирина Ральзинская Тропинка в никуда
Отношение к СССР у всех разное: кто-то хотел бы вернуться назад, а кто-то хочет о том времени больше не вспоминать. Однако с тем, что для детей в СССР делалось гораздо больше, чем в наши дни, согласятся все. Многие принципы советского воспитания были заложены еще в 30-е годы советским всемирно известным педагогом Антоном Семеновичем Макаренко. Давайте вспомним, из чего состояла эта система, которая так удачно использовалась: строгий режим дня, закаливание, занятия физической культурой и спортом, социализация детей, выработка ответственности и самостоятельности, приучение к труду, бережному отношению к природе и братьям нашим меньшим.
В предыдущей статье я начала разговор о том, как мы раньше жили на примере отдельно взятого населенного пункта. А как же жилось детям при советской власти? От детских воспоминаний, нахлынувших на меня, я почувствовала душевное тепло.
Действительно, когда люди вспоминают детство, то на их лицах начинает блуждать улыбка, а в глазах появляется задор. Детство, такое обычное, когда время летело со скоростью молнии, но всегда замирало во время урока. Так жили дети в городе, так жили дети в нашей провинции.
Любой населенный пункт по праву можно назвать «живым», если есть прирост населения. С 1931 года мой родной город постоянно рос, а к 1992 году его население достигло почти десяти тысяч, поэтому городок мог похвастаться двумя двухэтажными школами с заполненными классами, очередями в детские сады и ясли.
Изначально основной идеей статьи было обличение упадочного образа города. Но прежде я задумалась, откуда до сих пор городок черпает жизненные силы и откуда исходит та искорка, которая не дает ему окончательно прийти в упадок? Ответ оказался очевидным – люди! Пока остаются в нем неравнодушные, любящие свой край энтузиасты, город не станет призраком.
Прогуливаясь по городу, встречаю детей, чей внешний вид говорит сам за себя. Они выборочно стучат в дома. Выходит женщина, что-то протягивает детишкам, и они убегают. Подхожу к ней, спрашиваю: «Это что к Вам за делегация приходила?». Отвечает: «Нарожают, капитал материнский получат да пособия всякие и пьют неделями. А они бегают, кушать хотят, вот кто что может им и выносит. Жалко их.» Я не в силах подобное комментировать, война давно закончилась, только почему-то голодные, грязные дети остались… Получение материнского капитала и последующих положенных выплат на долгие годы – вот единственная движущая сила к появлению этих малышей! А в это время по районному центру ездят сотрудники приюта в поисках этих детишек. При советской власти никакого приюта в Весьегонске не было, а вот в 21 веке появился! И это просто замечательно, что он сейчас в городе есть, в нем действительно спасают жизни и здоровье детей. За все время его существования, только одна женщина обратилась в него сама, так как потеряла мужа и не могла сама прокормить своих детишек, но как только она опять твердо встала на ноги, тут же забрала детей домой. Больше желающих взять своих деток обратно домой не находилось, а зачем, водочку пить мешать будут, кушать попросят. Когда заканчивается срок пребывания в приюте многие из детей плачут, настолько не хотят возвращаться к «любящим» родителям.
Продолжаю свой путь и натыкаюсь на здание бывшей вечерней школы, издалека похоже на заброшенное. Однако вижу табличку с надписью «Дом детского творчества». В окне виднеются стенды с детскими рисунками. Надо же! Я не поленилась дойти и до детской музыкальной школы, мне не хотелось увидеть ее с заколоченными окнами. Нет, все-таки действует, правда все такое ветхое, да что там говорить – убогое. Педагоги как могут стараются прикрыть неприглядный вид, но как ни старайся, нищенское убранство школы искусств бьет в глаза. Здесь мне посоветовали посетить еще детскую библиотеку и дом культуры, где местная жительница создала кружки по интересам.
Это все, конечно, замечательно, только вот в чем особенность. Возраст всех энтузиастов 60 лет и старше! Теперь Вы поймете, почему мне стало неуютно. У всех этих прекрасных людей нет приемников! Все еще хоть как-то держится на людях того, советского времени. Это они находят в себе силы, а также нравственный и душевный потенциал бороться с этой удушающей действительностью. Эти люди, получившие советское воспитание и образование, готовы передавать свои знания и опыт, главное, чтобы было кому.
Помните, в советской комедии Юрия Чулюкина «Девчата» мужчина приглашает одну из героинь на свидание, а она поднимает голову и разит его вопросом: «А что потом?». Вот и в нашей ситуации хочется спросить самих себя: «А что потом?». Что будет с такими населенными пунктами, когда уйдет наше советское поколение?
Моя тропинка из детства уверенно вела меня по разрастающемуся, наполненного детьми и молодежью городу, а завела в тупик…