"ЗА СОЦИАЛИЗМ"
Межрегиональная общественная организация
О первой Конституции РСФСР 1918 г. | За Социализм

О первой Конституции РСФСР 1918 г.

Н.К. Крупская

Сто с лишним лет назад французский народ сверг власть королей и дворян-помещиков, угнетавших народные массы. Он провозгласил своими лозунгами «свободу, равенство и братство» издал «Декларацию прав и свобод человека и гражданина».

Буржуазия – третье сословие, как её тогда называли, в то время страдала от бесправия под гнётом королей и дворянства так же, как и весь остальной народ. И потому она тогда не меньше, чем крестьяне и рабочие, ненавидела старый порядок. Вместе с ними она провозгласила права человека и гражданина, вместе с ними она провозгласила республику, т. е. такую организацию государственной власти, в которой нет места королям.

  • начале великой французской революции некий аббат Сиес так охарактеризовал стремления буржуазии: «Чем было до сих пор третье сословие?» – сказал он. «Ничем». Чем оно стало? Всем!»

Буржуазия, действительно, старалась быть всем, она стремилась стать господствующим классом. Она для того и захватила политическую власть в свои руки, чтобы организовать общественную жизнь так, как ей это выгодно и удобно.

Как же она организовала общественную жизнь?

Буржуазия отличается от помещиков-дворян тем, что помещики эксплуатировали народные массы, а буржуазия не эксплуатирует их. Выжимали из трудящихся соки одинаково и дворяне-помещики и буржуазия. Только выжимали различными способами. При феодальном строе (крепостном) рабочая сила – крестьяне – были в непосредственном распоряжении помещика; это была собственность на людей. Вся государственная машина была в то время приноровлена к тому, чтобы поддерживать такой порядок, когда небольшая кучка дворян-помещиков владела и землёй, и людьми. При буржуазном строе собственность на орудия производства продолжала сохраняться и охраняться, отменена была только собственность на людей. Это был большой шаг вперёд.

Но справедливо написал Некрасов: Знаю на место цепей крепостных, Люди придумали много иных.

Не люди вообще, а тот класс, который живёт эксплуатацией рабочей силы – буржуазия. Сетью, которой улавливала буржуазия, неимущие классы, являлась частная собственность на орудия производства (на землю, на леса, на фабрики, заводы и пр.). Не была отменена частная собственность на орудия производства; свобода, равенство и братство превратились в лживые слова, и декларация прав человека и гражданина – в декларацию прав живущий чужим трудом. Свобода превратилась в свободу умирать с голоду – если не согласишься работать на фабриканта или земледельца; равенство – в равенство перед законом, охраняющим при помощи тюрем и штыков священные права собственности; братство – в ожесточённую конкуренцию борьбу за существование, в ненависть ко всем говорящим на чужом языке людям…

И потому в старая помещичья эксплуататорская государственная машина была замещена новой государственной машиной, буржуазной, которая работала над тем, чтобы всю общественную жизнь организовать в интересах буржуазии. Если помещичья власть держалась, главным образом, на прямом физическом насилии, то буржуазия центр тяжести видела преимущественно в духовном порабощении народных масс. Из парламента, прессы, школы она сделала орудия духовного порабощения трудящихся. И чем сильнее, организованнее была буржуазия, тем более значение она придавала этому новому способу порабощения, тем планомернее, последовательнее проводила она в жизнь целую систему развращения рабочего класса. Править, разделяя, пропитывая рабочий класс своими взглядами, понятиями, внушая рабочим чувство преклонения перед существующим строем, – это прекрасно умела делать западно-европейская буржуазия.

Всемирная империалистическая бойня как нельзя лучше показала, как сильно было духовное порабощение трудящихся масс. Идти резать глотки рабочих других стран ради защиты интересов своей буржуазии, считала своим священным долгом громадная масса трудящихся.

Но события – лучший учитель. Мировая война была жестоким уроком для масс. Она наглядно, воочию, показала им, что для буржуазии трудящиеся– простое пушечное мясо; что горе, слёзы, гибель миллионов рабочих и крестьян для буржуазии ничто; что всё, что делается, делается лишь в незначительной сравнительно, кучки господствующих. Вся продажная буржуазная пресса, весь декорум лжи не могли затушевать ужасную наготу факта: мировая бойня затеяна ради защиты интересов буржуазии.

Необходимо, чтобы буржуазия перестала быть распорядителем судьбы народов, трудящиеся должны сами стать хозяевами жизни. Эта идея глубоко проникла в массы. Этому научили их не агитаторы, а сама жизнь. Красный призрак социалистической революции реет над миром – призрак революции, которая положит конец всякой эксплуатации человека человеком. В этом существо социалистической революции.

Мировая война потребовала от воюющих стран крайнего напряжения всех сил. В настоящее время война является своего рода коммерческим предприятием, в котором успех зависит больше всего от правильной организации дела: от организации тыла не в меньшей степени, чем от организации фронта. И потому в этой войне пострадали прежде всего и больше всего самые отсталые в промышленном отношении, хуже всего организованные страны. На Россию война навалилась всею своею тяжестью. Ни одна страна не понесла столько потерь убитыми, раненными, пленными. Нигде она не повлекла за собой столько страданий, не вызвала столько ненависти к правящим классам. И так как в России классы гораздо меньше, чем в других буржуазных странах, заражены буржуазными понятиями и взглядами, что перед ними раньше выяснилась задача – необходимость сломать существующий строй. Февральская революция была делом рук одинаково и трудящихся буржуазии. Но, помогая солдатам рабочим свергнуть насквозь прогнившую царскую власть, буржуазия вызвала к жизни силы, с которыми не смогла справиться. Русская буржуазия свергла царскую власть для того, чтобы укрепить буржуазный порядок; трудящиеся – для того, чтобы положить конец всякой эксплуатации, в том числе и буржуазной. В обстановке империалистической войны, имея перед глазами пример Западной Европы, воочию видя результаты господства буржуазии, рабочий класс России скоро понял, что ему не по дороге с ней.

Уже через 4 месяца буржуазия рабочий класс гневно стояли друг против друга на Невском, и даже малые ребята, дети рабочих, делая из песка пирожки, и сшибая их, приговаривали: «Долой десять министров-капиталистов!». А чрез 8 месяцев – старая власть – была свергнута. И на её место встала новая власть – власть, избранная Всероссийским Съездом Советов.

Октябрьская российская революция провозгласила «декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Цель этой декларации та же, что и декларация прав человека и гражданина, – водворить на земле свободу, равенство и братство. Но последняя декларация учитывает опыт классовой борьбы в капиталистическом обществе за эти сто с лишним лет. Современные рабочие знают, что для того, чтобы на деле смогли осуществиться свобода, равенство и братство нужно уничтожить разделение общества на классы, уничтожить эксплуатацию человека человеком, а для этого мало простой проповеди прелестей свободы, равенства и братства, надо уничтожить самый корень эксплуатации, экономическую основу её – частную собственность на орудия производства.

Октябрьская революция преследовала цели, формулированные 3-им Всероссийским Съездом Советов следующим образом: (§3) «Уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победа социализма во всех странах». Уничтожить всякую эксплуатацию человека человеком и «водрузить над землёю братское знамя труда», организовать всю жизнь в интересах широких народных масс, сделать их хозяевами жизни – такова цель Великой Октябрьской революции, которая явилась первой ласточкой всемирной социалистической революции.

В Октябрьской революции речь шла не о формах правления, а о коренном изменении строения всего общества, о коренной перестройке отношений между людьми. Поэтому, по сути дела, это была революция не только политическая, каковой была, например, февральская революция, революция социалистическая; это было восстание эксплуатируемых против эксплуататоров.

Великая французская революция издала декларацию прав человека и декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа, составляющей Первый раздел Конституции Российской Социалистической Федеративной Республики, сказано: а) «в осуществлении социализации частная собственность на землю отменяется, и весь земельный фонд объявляется народным достоянием и передаётся трудящимся без всякого выкупа на началах уравнительного «землепользования».  

В 1861 году, боясь революции снизу Александр II провёл реформу сверху, – реформу, которая уничтожила юридически крепостную зависимость, но в тоже время ставила крестьянина в полную материальную зависимость от помещика. Крестьянин получал землю, но получал её недостаточно для того, чтобы жить безбедно. Земля привязывала его к месту, но не прокармливала его. Хотел он или не хотел, но он вынужден был идти работать на помещика. За кусок же земли, нарезанной ему, он должен был платить в рассрочку выкупные платежи, которые опять-таки отдавали его в кабалу землевладельцу. «Земля трудящемуся народу!» – таково было заветное желание малоземельного крестьянина, понимавшего, что без земли нет ему и воли. Теперь земля стала достоянием народа и не может служить ни помещику, ни кулаку средством выматывания последних соков из крестьянина.

Но чтобы не разорять большие хозяйства, представляющие для страны ценные предприятия, конституция постановляет: б) «Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно весь живой и мёртвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием».

Нужно уничтожить и другой источник эксплуатации трудящихся: надо сделать национальной собственностью фабрики, заводы, железные дороги и проч. Но взять надо умеючи. Надо сначала сделать учёт всего, войти в курс дела, а потом брать. Таков первый шаг. И потому в декларации говорится:

в) «Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской Рабоче-Крестьянской Республики, подтверждается Советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства, в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами».

Банки служили раньше всецело нуждам капитала: путём займов они привлекали к участию в эксплуатации трудящихся мелких собственников; они помогали объединению капита-лов в крупные акционерные компа-нии, они ссужали предпринимателям оборотный капитал, открывали им кредит и т.п. Чтобы лишить капитал поддержки банков в §3 пункт д, подтверждается переход всех банков в собственность Рабоче-Крестьянского государства, как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала. Итак, всё то, что служило раньше средством обогащения одних и эксплуатацией других, станет теперь национальным богатством, источником благоденствия всех.

Было бы наивно думать, однако, что буржуазия сдаст добровольно свои привилегии. Чем она была до сих пор? Всем. Она располагала материальными благами, политической властью, знанием, идейным влиянием на широкие слои мелкой буржуазии, на привилегированную часть рабочих и крестьян. Чем станет она, когда будет проведена в жизнь полностью советская конституция. Буржуазия перестанет существовать как класс. С обобществлением орудий производства станет невозможна эксплуатация, будет подорвана материальная основа класса буржуазии, а бывшие буржуа постепенно перейдут на положение трудящихся. Но пока буржуазия борется из последних сил. Поэтому: «в интересах обеспечения всей полноты власти трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров, декретируется вооружение трудящихся, образование социалистической Красной Армии рабочих и крестьян, и полное разоружение имущих классов (§3, п. ж.).

Но, конечно, не в одном вооружении дело. Вооружение трудящихся и разоружение имущих – мера необходимая, но не достаточная. Когда декларация говорит о том, что контроль за производством будет первым шагом по пути к осуществлению национализации фабрик и заводов, она тем самым говорит, что социалистическая революция, т.е. коренное преобразование всего общественного строя дело не одного дня, что это преобразование явится лишь следствием целого ряда мероприятий.

Вырабатывать и проводить в жизнь эти мероприятия, конечно, не могут те, против чьих правил они направлены. Чтобы провести их нужна диктату-ра пролетариата. §9 конституции гласит: «Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент конституции Российской Соц. Фед. Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти, в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека чело-веком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти».

Диктатура нужна пролетариату, чтобы с корнем вытащить старое, что-бы расчистить место новому. Надо смотреть правде в глаза и не преуменьшать силы старого. «Дело веков поправлять нелегко». Буржуазия была прекрасно и политически и экономически организована – в этом была её сила, тайна её господства. Думать, что эту организацию легко разбить, не противопоставив ей ещё более стройную, более планомерную, более сплочённую организацию, было бы непростительной ошибкой.

В §7 конституции говорится: «III Всероссийский Съезд Советов Р., С. и Кр. Депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству – Советам Рабочих и Крестьянских Депутатов».

Вот почему в §23 сказано: «Руководствуясь интересами рабочего класса целом, Р.С.Ф.С.Р. лишает отдельных лиц и отдельные группы отдельных прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической республики».

§§64 и 65 даётся право избирать и быть выбранными в советы только трудящимся. Всеобщее избирательное право ослабило бы сплочённость трудящихся, ослабило бы их готовность бороться за лучшее будущее, помешало бы им соорганизоваться.

Скажут – это несправедливо: надо, чтобы одинаковыми правами пользовались все. Все и могут пользоваться, только под условием вступления в ряды трудящихся. В ряды буржуазии мог вступить не всякий, для это-го нужно было обладать собственностью на орудия производства; в ряды трудящихся дорога открыта всякому желающему: милости просим! Чтобы ускорить переход в ряды трудящихся лиц, живших раньше эксплуатацией чужой рабочей силы, Советская конституция вводит всеобщую трудовую повинность: «в целях уничтожения паразитических слоёв общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность (п.в.). Переход всех, раньше живших эксплуатацией, в ряды трудящихся по-ведёт за собой уничтожение деления общества на классы.

«Нельзя отрицать того, что созданная Советской конституцией демократия не является совершенной, что она нарушена постановлениями, лишающими избирательного права довольно значительной группой лиц», пишет в своей превосходной статье «Через диктатуру к демократии» Клара Цеткин, немецкая социал-демократка, примыкающая идейно к группе Либкнехта. «Однако не надо забывать, – говорится далее, – что это лишение прав носит характер временной меры, что оно диктуется необходимостью, диктуется законом, предназначающимся лишь для того периода, в котором существует и должна существовать диктатура пролетариата и крестьянства? Конституция не вызывает в этом отношении никаких сомнений.

Развал старой России, создания новой ещё не на столько продвинулось вперёд, чтобы Советское правительство могло одним сильным ударом, одним росчерком пера отменить частную собственность на средства производства. Час экспроприации пробил в России. Меньшинство еще располагает экономической и социальной силой, которыми оно может пользоваться и даже злоупотреблять. Неужели ему должно быть представлено и политическое право осуществлять свои корыстные цели в ущерб всеобщим интересам?»

«Отвечая на этот вопрос, не следует цепляться за сентенцию, что при демократии массы обладают в достаточной мере правом и силой для того, чтобы пресечь осуществление противообщественных стремлений имущего большинства. На деле это не так. Это будет не так, пока экономическая свобода и равенство не приведут народ к духовной свободе и духовной зрелости. Как смеялись бы над полководцем, который вздумал бы снабжать вражескую армию пушками и амуницией. Большевикам вменяют в смертный грех то, что они не хотят вооружать против революции реакционное меньшинство. Тем более в такое время, когда революция и контрреволюция борются не на жизнь, а на смерть, когда контрреволюция поддерживается не только реакционными силами в России, но имеет также своим союзником войска, золото и влияние держав согласия».

. . . « Диктатура пролетариата имеет своё историческое оправдание в том, что она проводится в интересах подавляющего большинства народа и представляет собой переходную меру к тому, что-бы самоё себя уничтожить и осуществить идеал демократии: свободный народ, на свободной земле за свободным трудом». Чтобы высвободить массы из-под идейного влияния буржуазии, Советская Республика будет заботиться о действительном обеспечении для трудящихся свободы слова, совести, собраний и союзов».

Буржуазия не жалела денег на то, чтобы путём прессы отравлять ум и чувства народных масс. Крайне характерно, что в Англии – одной из самых промышленных стран, где не было никаких ограничений свободы печати – у рабочих до последнего времени не было своей ежедневной газеты, тогда как буржуазные газеты расходятся там в миллионных экземплярах. Такова сила денег. Продажность буржуазных газет, имеющих в своём распоряжении агентов, вошла в пословицу. За деньги эти газеты изощрялись в том, чтобы, изображая белое чёрным и чёрное белым, создавать какое угодно настроение. Благо отсталый рабочий и крестьянин верят всякому печатному слову, благо они не вооружены силою знания, которое необходимо, чтобы быть в состоянии критически отнестись к буржуазному лганью.

Вот почему §14 гласит: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражений своих мнений, Р.С.Ф.С.Р. уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает их свободное распространение по всей стране».

Буржуазия охотно разглагольствует о свободе совести, а на деле нарушает эту свободу совести, предоставляя той церкви, тому вероучению, которое оказывается наиболее послушной служанкой светской власти, привилегированное «господствующее» положение церкви, покровительствуемой законом. Власть выдаёт деньги на поддержание духовенства, обязывает граждан креститься, венчаться церковным браком, хоронить по церковным обрядам и тем обеспечивают духовенству платы за требу, она содержит духовные училища и академии, делает обязательным предметом изучение господствующего вероучения в школе и т.д.

Духовенство, с своей стороны, молча обязывается восхвалять всюду и везде власть предержащую, доказывать, что эта власть исходит от САМОГО БОГА, покрывать своим благословением всякое преступление правительства, грозить ослушникам этой власти небесными карами, проповедовать смирение перед властью, послушание ей». Духовенство пользуется беззащитностью детского ума и старается из ребёнка, как из мягкого воска, вылепить раба божьего, да заодно и раба власти предержащей.

Пользуясь темнотой народных масс, которые правительство бережно охраняло от света истинного знания, духовенство с кафедр, созданных ему тем же правительством, с амвона молится то за царствующий дом, то за временное правительство, – смотря по обстоятельствам учит смирению и повиновению, не осуждению, терпению. Буржуазии чрезвычайно выгодно, чтобы масса была смирным, послушным барашком, которого можно стричь, а в случае нужды – гнать на мировую бойню… Сама буржуазия не верит ни в Бога, ни в чёрта, но считает, что «религия нужна народу». Своим авторитетом церковь благословила мировую бойню, молила о «покорении под нози» господствующей власти всякого врага и супостата, внутреннего и внешнего…

Не даром ела правительственный хлеб православная церковь. Она охотно бы стала молиться за Совет Народных Комиссаров, и за Ц.И.К., если бы советское правительство обеспечило ей привилегированное положение, жирный кусок общественного пирога. Но советское правительство заявило, что оно не нуждается в услугах церкви, что ему нет надобности кормить обещания-ми царства небесного, т.к. зовёт оно народ устроить себе человеческую счастливую, радостную жизнь здесь, на земле. Пусть каждый верит так, как хочет, – это его дело и советской власти это не касается, пусть каждый отстаивает то, что считает правым; дело же советской власти озаботиться тем, чтобы каждый знал, как смотрит на всё окружающее наука и почему она так смотрит.

И потому в §13 конституции Советской Республики сказано: «В целях обеспечения за трудящимися действительно свободы совести, церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признаётся за всеми гражданами»; а в §17 – «В целях обеспечения действительного доступа к знанию, Р.С.Ф.С.Р. ставит своею задачею предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное всестороннее бесплатное образование».

Почему тут говорится об обязанности дать полное и всестороннее образованием рабочим и беднейшим крестьянам, а не всему подрастающему поколению вообще? Конечно, Р.С.Ф.С.Р. должна заботиться о всестороннем развитии всей молодёжи, должна дать возможность всем, какого бы происхождения они ни были, научиться в школе производительному труду, освещённому светом знания; должна дать всему подрастающему поколению знания, которые открывают глаза на совершающееся вокруг, в природе и людском обществе, и воспитывают сознательных социалистов. Всё это должна сделать Р.С.Ф.С.Р., но это само-собой разумеется, это её текущее дело. В §17 только подчёркивается, что это должно быть сделано в первую голову по отношению к рабочим и беднейшим крестьянам, которые до сих пор умышленно держались господствующей властью в темноте и невежестве. «Знания-сила и потому – пишет в своей брошюре «Знание-сила» Клара Либхнет —  не было ещё господствующей власти, господствующего сословия или класса, которые воспользовались бы своею властью для просвещения, образования и воспитания угнетённых, а не наоборот, для того, чтобы систематически охранять их от истинного образования, от того образования, которое даёт свободу». История русской школы даёт прекрасную иллюстрацию вышеприведённых слов.

Созданная при Александре I в начале XIX века школа носила ярко выраженный сословный характер. Для детей дворян были устроены гимназии, для детей купечества уездные училища, для детей крестьян – приходские. Крепостным доступ к среднему образованию и к высшему запрещён был самым категорическим образом рескриптом 1827 года. В 1845 году министр Уваров нашёл, что «в высших и средних учебных заве­дениях чрез меры увеличился приток молодых людей, рождённых в нижних слоях общества, для которых высшее образование бесполезно». А потому Уваров вошёл с всеподданнейшим докладом о необходимости повысить плату за учение. На докладе Уварова государь Николай Павлович написать соизволил: «сообразить, нет ли способов затруднить доступ в гимназию разночинцев». Способ этот был найден при Александре II министром Толстым. Путём новых программ он придал ещё более замкнутый характер каждому такому учебному заведению и тем затруднил переход из уездных, потом городских и приходских (начальных) училищ в гимназию. Классическая же гимназия одна только открывала доступ в университет. Но так как, не смотря на все препоны, несмотря на чрезмерную плату за ученье, крестьянские и мещанские дети проникали в гимназию, то в 1887 году министр Делянов приказал «освободить гимназию от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т.п. людей, детей коих… вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». И до последнего времени дело народного образования в России было организовано так, что знание являлось лишь привилегией господствующего класса. Князь Мещерский и Грингвут, издатель «Московских Ведомостей», ясно и цинично формулировали ту точку зрения, которую старалось замаскировать царское правительство, но которой оно пол существу держалось: «общее образование и высшая школа должны быть уделом привилегированных классов. Для низших сословий — крестьян и мещан – вполне достаточно первоначальной грамоты. Даровитые же дети мужиков и горожан могут быть направлены в профессиональные школы. И тогда нынешнее (бывшее при царизме) распределение политических прав приобретает желательную устойчивость. Высшие классы, кроме юридических и имущественных привилегий получают интеллектуальное главенство» (Петрищев. Заметки учителя. стр.383).

Дать народу то, истинное знание, которое делает свободным, которое освобождает эксплуатируемых от духовной зависимости их эксплуататоров – является первейшей задачей Советской власти. И в первую голову Р.С.Ф.С.Р. должна дать это знание тем, для кого оно до сих пор было запретным кладом – рабочим и беднейшим крестьянам.

§15 конституции не только признаёт за гражданами республики право устраивать собрания, митинги, шествия и т.п., но указывает ещё и на то, что Советская Республика должна предоставить рабочим и крестьянской бедноте все пригодные для народного устройства собраний помещения с обстановкой, освещением, отоплением.

Опыт западно-европейских стран показал, что господствующие классы боялись союзов рабочих и крестьян и старались всячески мешать их образованию. То они запрещали всякие политические союзы, то отказывались признавать за ними право юридического лица, то стремились запретить категориям трудящихся (учителям, почтовым чиновникам, железнодорожникам и проч.) принимать участие в общем союзе трудящихся под тем предлогом, что эти категории на службе у государства и т.п. На стачки буржуазия отвечала локаутами, агитацию за стачку подводила под категорию уголовных деяний и т.п. Придавая трудящимся громадное значение, понимая всё значение лозунга «пролетарии, объединяйтесь» — Советская Республика в §16 постановляет: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов Р.С.Ф.С.Р., сломив экономическую и политическую власть имущих классов и этим устранив препятствия, которые до сих пор мешали в буржуазном обществе рабочим и крестьянам пользоваться свободой организации и действия, оказывает рабочим и беднейшим кре­стьянам всяческое содействие материальное или иное для их объединения и организации».

Программа коренных изменений, которые стремится провести в жизнь Советская Республика, была бы неполна, если бы в век империализма, в момент империалистической войны, она не определила своего отношения к империалистической политике.

Империализм характеризует собой последнюю стадию развития капитализма, когда буржуазия наиболее богатых и развитых в промышленном отношении стран, не довольствуясь эксплуатации рабочих своей собственной страны, стремится подчинить себе как можно больше других стран, чтобы из эксплуатации их извлечь колоссальные прибыли. Из-за дележа мира, из-за того, кому грабить более слабые страны, и идёт мировая бойня.

В §5 конституции III Съезд Советов настаивал на полном разрыве варварской политики буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощения миллионов трудящегося населения Азии, в колониях, и вообще, в малых странах.

У себя в стране Советская Республика не допустит никакого порабощения великорусской нацией более слабых наций. § 2 гласит: «Советская Российская Республика утверждается на основе свободного союза свободных наций как Федерация Советских Национальных Республик». § 8 указывает путь, которым будет создана эта федерация: … «стремясь создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III Съезд Советов ограничивается установлением коренных начал Федерации Совета Республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своём собственном Советском съезде: желают ли они, и на каких основаниях, участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных Советских учреждениях?

Совет Народных Комиссаров сразу же пошёл по пути освобождения слабых наций от гнёта и потому III Съезд Советов одобрил «политику Совета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимость Финляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении» (§6).

Но и в своей мировой политике Советская Республика будет бороться против эксплуатации сильными нациями слабых. Она отрицательно относится к империалистической политике грабежа сильными нациями слабых, доведшей дело до мировой бойни из-за дележа мира. Она против тайных договоров, заключённых в целях грабежа слабых наций. Советская Республика ничего не скрывает от своих граждан, ей нечего скрывать: она никого не хочет эксплуатировать. Для неё все трудящиеся, какой бы национальности и веры они не были, равноправные граждане. Советская Республика хочет мира не для себя только, она хочет прекращения этой разбойничьей войны, хочет братства народов, зовёт трудящихся всех стран добиться мира революционными мерами, — притом мира, который не представлял бы собой полюбовной сделки сильных наций о разделе между собой слабых народов, а обеспечивал бы за всеми нациями по своему устраивать свою жизнь, обеспечивал бы право наций на самоопределение. И потому «выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капи­тала и империализма, заливших человечество кровью в настоящей и преступнейшей из всех войн, III Съезд Советов всецело присоединяется к проводимой советской властью политике разрыва тайных договоров, организации самого большого братания с рабочими и крестьянами, воюющих ныне между собой  армий и достижения, во что бы то ни стало, революционными мерами демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций на основе свободного самоопределения наций (§4 конституции).

Все трудящиеся – братья и потому Советская Республика стремится не только провести в жизнь право наций на самоопределение, но и у себя, внутри страны, не делает никакого различия между трудящимися, к какой бы национальности они не принадлежали. Будь то татарин, еврей, поляк, белорус, латыш и т.д. – раз он трудящийся, живёт и работает в России, Советская Республика признаёт его равноправным гражданином. Никто в России не ставится в особое привилегированное положение, но никого зато и не угнетают.

«Р.С.Ф.С.Р., признавая за гражданами права, не зависимо от расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий и преимуществ на том основании, в равно какое-то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничения их равноправия» (§22). Но равные права даются не только гражданам Российской Республики другой веры и национальности, но и иноземцам, если они трудящиеся.  «Исходя из солидарности всех наций трудящихся, Р.С.Ф.С.Р. предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к не пользующимуся чужим трудом крестьянству, и признаёт за местными советами право представлять таким иностранцам без всяких затруднительных формальностей, право российского гражданства» (§20). Всякий трудящийся встречается Советской Республикой, как друг, как товарищ. Всем, преследуемым за политические взгляды, за религиозные убеждения, она даёт право убежища» (§21).

*       *

                                                                 *

Как же организована власть, которой надлежит провести в жизнь идеи новой конституции? Вся власть и в центре и на местах принадлежит Советам Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов (См. §1). Эти Советы являются полномочным представительством трудящихся масс, которым исключительно и целиком принадлежит вся власть (См. §7). «Правом избирать и быть избранным в Советы пользуются независимо от национальности, вероисповедания, осёдлости и т.п. следующие обоего пола граждане Р.С.Ф.С.Р., коим ко дню выборов исполнилось 18 лет.

  1. Все добывающие средства производительным и общественно-полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающих для первых воз­можность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле и сельском хозяйстве и пр., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наёмным трудом с целью извлечения прибыли.
  2. Солдаты Советской армии и флота. (Согласно §19 «почётное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся).
  3. Граждане, входящие в категории, перечисленные в пп. а и б статьи 64, потерявшие в какой-либо мере трудоспособность (§64).

«В тех сельских местностях, где это будет признано осуществимым, вопросы управления разрешаются общим собранием избирателей данного селения непосредственно (примечание к п. б §5). Таким образом, там, где возможно, трудящиеся решают дела не через посредство избранных ими представителей, а непосредственно сами. Но там, где в силу многочисленных избирателей, их разбросанности и т.п., непосредственное народоправство неосуществимо, там органом самоуправления являются Советы Р., Кр. и Красноармейских Депутатов.

Характерной особенностью советов является тесная связь советских депутатов – членов совета – с их депутатами. Долгий срок полномочий сводит избирателя к единовременному акту выборов: выбрал, исполнил гражданский долг и – конец. При коротком сроке полномочий депутат должен быть всегда начеку, зависимость его от избирателя гораздо больше: работая, он постоянно оглядывается на избирателя, какова его воля. Он знает, если пойдёт в разрез с этой волей, он не будет переизбран. С другой стороны, и избиратель внимательно следит за выборным если знает, что может повлиять на образ действий своего избранника. В советской конституции «срок полномочий депутата – 3 месяца» (§57). Но, кроме того, избиратель, пославший в Совет депутата, имеет право во всякое время отозвать его и провести новые выборы, согласно общему положению» (§78).

«Вся власть в центре и на местах принадлежит советам», гласит §1 конституции. Советы на местах действуют не вразброд. Единство их действий определяется основными принципами конституции, а затем вносятся также на разбор Всероссийских Съездов Советов и их полномочного органа В.Ц.И.К.

Всероссийский Съездов Советов собирается не реже двух раз в год. Но когда положение особенно серьёзно, ответственно, тогда созывается чрезвычайный съезд. Всероссийский Съездов Советов обладает неограниченной властью, он решает вопросы войны и мира, вопросы внешней и внутренней политики. Это – самый авторитетный, выражающий коллективную волю трудового народа, орган. Он может даже, если найдёт нужным, изменить саму конституцию. Конституция не нечто мёртвое, она служит жизни, и если в процессе революционной борьбы станет ясно, что тот или иной пункт конституции устарел, или неполон, или недостаточно точно сформулирован, Всероссийский Съездов Советов может конституцию изменить.

На время следующего съезда Всероссийский Съездов Советов выбирает Центральный Исполнительный Комитет.

Источник: Национальная электронная библиотека, Крупская Н.К. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики М.: изд-во ВЦИК, 1918.

Похожие записи

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КРИЗИСА РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ

Часть 1 Александр Пятигор 1.Постановка вопроса. О том, что на территории постсоветского пространства установился глубочайший кризис рабочего движения, не говорил разве что только ленивый. Множество партий, движений, организаций левого толка постоянно об этом твердят, предлагая выход из этой ситуации, обсуждая причины застоя в рабочем движении и т.д. Но ни одна из них ни на йоту […]

Александр Зиновьев Что есть идеология… Отрывок из книги

Обычно, говоря о сознании людей, имеют в виду содержание сознания (образы, мысли) и игнорируют аппарат сознания, без которого это содержание не существует. Положение тут подобно тому, как если бы мы захотели сохранить написанное на холсте масляными красками изображение, уничтожив материальные холст и краски, или сохранить описание событий в книге, уничтожив бумагу и типографскую краску, благодаря […]

А.С. Казеннов М.В. Попов СОВЕТЫ КАК ФОРМА ВЛАСТИ

Рабочему Федору Афанасьеву, отдавшему жизнь борьбе за создание первого в мире Совета, посвящается Введение. Советы: теория и практика Предлагаемая вниманию читателя книга — плод труда авторов за весьма длительный период времени, в течение которого проблема Советов была предметом теоретических и исторических исследований, а сами Советы — целью практического осуществления в политической борьбе. Опыт двадцатипятилетней теоретической […]

Виктор Чернов Конструктивный социализм

В настоящем издании представлена работа В.М.Чернова — выдающегося политического деятеля России начала XX века, лидера и теоретика партии со- циалистов-революционеров. «Конструктивный социализм» – важнейшая работа В.М.Чернова периода эмиграции, первый том которой увидел свет в Праге в 1925 г. За этой частью, посвященной обсуждению вопроса об индустриальном социализме, должна была последовать, согласно плану, вторая, по аграрному […]